?

Log in

No account? Create an account

Next Entry

Мы с детями на майские были в Чехии. Про Прагу рассказывать не буду, про нее где угодно сколько угодно рассказов с любыми фотографиями. Я расскажу про Остраву, куда детей везли специально, и про которое в интернете информация есть, но мало.

Острава - это столица Силезко-Моравского края (половина Остравы в Силезии, половина в Моравии ), находится на востоке Чехии, рядом с границей с Польшей. Третий по величине город Чехии.
Абсолютно промышленный! Новокузнецк в коллективе с Прокопьевском нервно курят в сторонке. Причем, если шахты в городе закрыты ВСЕ, то металлургические заводы только некоторые - большинство работает. Правда, они небольшие, с ЗапСибом не сравнить... И чистые - характерных запахов в городе нет, разноцветных дымов от заводов из всех щелей - тоже...
Вот эти вот шахты и заводы и есть то, что привлекает в Остраву туристов. Сейчас расскажу подробнее и с фотками. Вообще, примерно такое же развлечение делается в Рурской долине в Германии, мы с мужем там были тоже, правда, не все объекты тогда нашли. И не все в Рурской долине есть.

Первый раз идея везти туда детей возникла, когда я ребенку вбивала в голову раздел металлургия по химии, с показом имеющихся, к сожалению, немногих фоток с ЗапСиба, а муж одновременно смотрел блог одного фотографа, который он всегда смотрит. И как раз этот фотограф разместил фотоотчет об экскурсии на домну. Домна уже прилично как закрыта, в самой печи сделан проем и экскурсии водят даже внутрь печи, посмотреть, как оно изнутри.

А когда мы поняли, что там же, в Остраве есть шахты, на которые водят экскурсии, мы точно решили везти туда детей.


Сама Острава - город, конечно, пока еще совсем не туристический. В том смысле, что для удобства туристов сделано немного, отели есть в достаточном количестве, но как-то не особо кучкуются, с ресторанами все еще хуже.
Впрочем, жить там в центре - смысла большого нет, все интересное, хотя и в городе, но размазано на довольно большую площадь.

В первый вечер по приезду мы вообще были заняты только тем, чтобы найти, где поесть. Рестораны в воскресенье не работают, только бары. (Не надо приезжать туда в воскресенье).

На следующий день отправились на этот самый металлургический завод - в трех трамвайных остановках от нашей гостиницы.

Вот так он, на сегодняшний день выглядит. С той стороны, которой еще не коснулась реконструкция.
DSC01312

DSC01314

DSC01315

DSC01327

Такой еще вполне просто заброшенный завод. Полазить, конечно, нигде там не получится, все, где можно куда-то залезть и свернуть себе шею, огорожено заборами, но посмотреть вполне себе можно и рассмотреть тоже все вполне получается. Заборами огорожено каждое отдельно сооружение, между ними можно ходить и рассматривать.
DSC01317

DSC01323

Частями завод переделывается под "мирные" нужды. Перестраивается в индустриальном стиле. Например, в огромном газгольдере сделали конференц-зал. В самом зале мы не были, но в фойе этого зала собираются экскурсии на домну, поэтому частично внутри тоже посмотрели.
Вот как он выглядит теперь снаружи. Стеклянный наполовину, там где входы только.

DSC01330
А это вид изнутри.
DSC01331
Обратите внимание на пол.
DSC01333
Еще два вида интерьера газгольдера. Тут вот видно новое - концертный зал встроенный
DSC01389
А тут изначальное - верх оригинальной стены газгольдера
DSC01390


Забыла написать - завод называется Витковице. Точнее Нижняя область Витковице. Там в качестве памятника культуры два сооружения - этот металлургический завод и рядом стоящая шахта Глубина (называется так).

На шахте Глубина никакого музея нет, она просто так памятник культуры.

Вот такая.
DSC01299
DSC01306

Это довольно большая шахта и вместе с обогатительным заводом. Не на всех шахтах такой был.
А на заводе в здании компрессорного цеха сделали индустриальный музей. Отличный музей! Для детей совершенно замечательный. Жалею только об одном - у нас так по-дурацки получилось, что на 10-часовую экскурсию по домне мы опоздали чуть-чуть совсем, стремились попасть на 12-часовую, поэтому на музей у нас было времени всего чуть больше полутора часов. Реально с детьми там смело можно провести полдня...

Вот сам компрессор, их там два в помещении, никто их не демонтировал, поэтому антураж тоже такой... заводской.
DSC01334

Прикольный экспонат - автомобиль с паровым двигателем. (Рядом есть макет, который наглядно показывает принцип работы парового двигателя, можно самому покрутить).
DSC01338

Это вот образец прядильного станка и сразу со шкивом, чтобы было понятно, как работали самые первые фабрики...
DSC01340

Вот такой вот маленький прикол - детям объясняют измерительные инструменты, в частности - штангенциркуль.
DSC01347


Продолжаю про технический музей.

Еще в нем есть работающие токарные станки и можно самому что-нибудь обточить, посмотреть, как это работает.
DSC01349

А это для тех, кто уже никогда не узнает, как оно было - кульман натуральный. А рядом еще показывается и предлагается попробовать копирование с помощью стекла.
DSC01348

Там есть специальные, даже не знаю как назвать... стенды? макеты? экспонаты? аттракционы? на которых детям наглядно показывают физические законы.
Например, аттракцион "подними сам себя", объясняющий работу блоков.
DSC01351

Или вот сложение света.
DSC01381

А это по волнам. И там же про звук.
DSC01383

Световых и звуковых аттракционов довольно много, интересные, но у нас уже мало времени оставалось. Жалко...

Верхний этаж общий вид. Там еще в подвале как раз свет, звук и разные водные опыты. А это снято с верхней площадки макета Наутилуса в натуральный рост. В этот Наутилус можно зайти внутрь, все посмотреть. Тоже прикольно - материальное воплощение научной фантастики.
DSC01374

Огромные колеса и баки - это вот те самые компрессоры с частью обвязки. Вся экспозиция разместилась в промежутках между ними. Включая целый паровоз в натуральную величину, в котором можно дернуть за веревочку и погудеть. Паровоз видно? Он там где-то за компрессором. Т.е. детям размеры промышленного оборудования тоже полезно представлять... Ну и вообще общее ощущение от музея очень интересное получается.

После музея поскакали на экскурсию по домне. По всему заводу не водят, только по одной домне (из трех), которую специально отремонтировали и подготовили для экскурсий. Экскурсия на 2 часа, начинается каждый четный час (в 10, 12, 14 и 16), группа до 25 человек, записываться в этом самом газгольдере. Там же собирается группа, всем раздают каски, оттуда же начинается экскурсия.

Экскурсия идет на чешском языке, если внимательно прислушиваться и сильно сосредоточиться, то более-менее понятно. Мне, по крайней мере понятно больше, чем из английской речи, например. В этом, кстати, еще один плюс именно Остравы, по сравнению с Рурской долиной. В Руре все экскурсии будут на немецком, тут уже без знания языка ничего понять невозможно...
Это другая домна, неотремонтированная
DSC01393

Это та, по которой экскурсию водят
DSC01397

Рядом с домной стоят вагончики из комплекта домны. Этот вот для шлака
DSC01398

Этот, называется "сигара", для чугуна
DSC01399

А это вагончики, в которых наверх в домну затаскивали кокс и руду. Видите, они открыты сбоку
DSC01402

Потому что вот по таким крутым рельсам их тянули
Теперь вместо вагонеток по этим же рельсам вот такой прикольный подъемник для экскурсий поднимают.
DSC01405

Кстати, вот если котелок и сигару я видела на том же ЗапСибе, ибо штуки пока стандартные, замена не придумана, то вагончики такие не видела. Вообще не видела, как в домну без транспортеров можно что-то загрузить...

А это рядом с домной коксовые батареи.
DSC01400

А тут уже вид с одной из верхних площадок домны. Там довольно много площадок, почти по всем водят, подробно показывают, где что и рассказывают...
DSC01421

Всю домну вблизи не покажу, вот для примера - это форсунки для дутья и отверстие для слива шлака
DSC01476

А это заслонка, которой поток шлака перегораживали, чтобы распределить по каналам и вообще успевать подгонять вагончики
DSC01480

На переднем плане серая такая большая штука - это механическая пробивалка отверстия. Домна же технология старинная, летку для слива чугуна и шлака так и замазывают огнеупорной глиной и пробивают для каждого выпуска чугуна... Я вот хоть увидела, чем это делается в современном нормальном мире... На ЗапСибе, если я правильно в темноте разглядела, до сих пор мужик с отбойником лично лезет...
DSC01481

Вот, тут видно отверстие для выпуска чугуна, рядом лежит отбойный молоток и висит серебристая одежка для того камикадзе, который лазил летку разбивать перед выпуском. Механический пробойник - это изобретение гораздо моложе домны.
DSC01485

А вот канал для чугуна. Покрыт застарелым чугуном...
DSC01484

И вот вниз туда подгоняют сигары для чугуна и котелки для шлака и с каналов эти жидкие массы наливаются в свои посудины...
DSC01493

А это образцы того, что в домну засыпалось. Тут в ближних корзинах подготовленный кокс и подготовленная руда. В дальних, немного видно огромные булыжники, исходная руда и каменный уголь.
DSC01486

Это управление домной. Там же показывают краткий понятный мультик про процесс работы домны.
DSC01494

А это главный аттракцион - в стене домны сделали проход вовнутрь домны. Это вид ее внутри.
DSC01467